Ученые: Забыть сложнее, чем запомнить

«Что наша жизнь? Игра!»«Всемирные игры разума»: премьера на «МИРе»

Процесс забывания требует больших усилий по сравнению с запоминанием. К такому выводу пришли биологи из Техасского университета в Остине после небольшого исследования с участием добровольцев. Работа опубликована в журнале Journal of Neuroscience.

Ученые исследовали реакцию височной доли и обнаружили, что ее активность выше во время намеренного подавления памяти.  Ранее, когда изучались процессы забывания и запоминания, под наблюдение попадали такие зоны мозга, как префронтальная кора и гиппокамп. Первая участвует в сложном процессе принятия решений, а вторая – центр консолидации памяти. На этот раз эксперты сосредоточились на височной доле, эта зона вместе с гиппокампом участвует в формировании долговременной памяти, а также обрабатывает визуальную и слуховую информацию.

Во время эксперимента ученые показывали добровольцам несколько картинок, при этом одни надо было запомнить, а другие – забыть. Все участники исследования не имели психических и неврологических отклонений. За работой их височной доли  следили при помощи магнитно-резонансной томографии. В итоге сканирование показало, что у людей при попытке забыть изображение активность височной доли становилась более выраженной по сравнению с запоминанием, но не достигала пика. Ученые назвали ее умеренной активацией.

«Умеренный уровень активности имеет главное значение, – сообщил автор исследования Трейси Ванг. – Слишком сильный укрепит память, а слабый ничего не изменит».

Работа в этом направлении будет продолжаться, ученым нужно определить точный механизм удаления ненужной информации из мозга. В будущем это поможет разработать эффективные методы лечения посттравматических стрессовых расстройств. Кроме того, исследователи заметили еще одну интересную особенность: люди лучше забывали сцены окружения, чем лица. Авторы связывают это с эмоциональной окраской.

Ранее ученые из Университета Йорка (Великобритания) выяснили, что в среднем человек может запомнить около пяти тысяч лиц. Но индивидуальный разброс оказался очень большим – от одной до десяти тысяч. Результаты зависели от особенностей работы мозга, а также от того, где вырос человек – в сельской местности или в мегаполисе.