Древние вулканы превратили Землю в ледяной шар

Ученые нашли причину масштабного оледенения, случившегося на Земле 660 миллионов лет назад. Температура резко упала из-за извержения вулканов.

В Мексике обнаружили остатки древних лавовых потоков, которые могут быть связаны с этим катаклизмом, сообщает Geophysical Research Letters.

Известно, что вулканы – важный «компонент» климатических систем. В ходе извержений в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислого газа, что приводит к парниковому эффекту и, соответственно, потеплению.

Но затем скалы, сформированные из остывающей лавы, распадаются, и их минералы вступают в реакцию с СО2. Этот процесс может растянуться на миллионы лет, и все это время породы будут «вытягивать» углекислый газ из окружающего воздуха, что приведет к падению температур.

Данный механизм обеспечивает относительную стабильность климата Земли, в отличие от раскаленной Венеры и ледяного Марса.

«Что наша жизнь? Игра!»«Всемирные игры разума»: премьера на «МИРе» Но иногда природное равновесие нарушалось, и планета превращалась в «снежный ком».

Ученые изучили пласты породы, которые являются единственными остатками древних лавовых потоков в Мексике, и обнаружили, что они идентичны образцам из Канады и Норвегии.

Находки показывают, что 660 миллионов лет назад произошли масштабные извержения, и огромные участки суши оказались покрыты лавой.

Затем в течение миллионов и даже десятков миллионов лет вулканические породы поглощали углекислый газ.

Вероятно, именно вследствие этого 40 миллионов лет спустя началось Гаскиерское оледенение. Свидетельства ледяных отложений впоследствии нашли на восьми отдельных палеоконтинентах, в том числе на экваториальных широтах.

Ранее сообщалось, что следы древних ледников нашли в Намибии (Южная Африка).