Радиация помогла раскрыть тайну самого большого языческого кургана Руси

«Что наша жизнь? Игра!»«Всемирные игры разума»: премьера на «МИРе»

Радиация помогла российским ученым из Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» лучше изучить материалы из крупнейшего в Древней Руси языческого кургана «Черная могила», сообщили в пресс-службе Курчатовского института.

Курган относится к концу Х века. Предположительно, в нем был похоронен князь Черный, основатель Чернигова. Кроме того, после раскопок в 1870-х годах в нем нашли останки двух сгоревших на костре мужчин-воинов.

Под погребальной насыпью обнаружили украшения, орудия труда, посуда, боевое обмундирование и оружие – мечи, копья и стрелы.

На этих материалах при помощи рентгеновского излучения и нейтронной визуализации российские ученые смогли обнаружить скандинавский орнамент. Он был нанесен на несколько пластин, прикрепленных при реставрации к разным вещам. Исследование показало, что на самом деле они являлись частями одного предмета, который назвали варварским скипетром.

Также были найдены геометрические орнаменты на концах копий, а также украшения в виде растений на стрелах.

Помимо кургана в рамках научного проекта специалисты из Курчатовского института и Государственного Исторического музея изучили еще один памятник древности – знаменитый Бородинский клад, относящийся к бронзовому веку – середине второго тысячелетия до нашей эры.

Ученые установили, что при изготовлении булав и топоров, найденных в кладе, использовались жадеит и минералы группы серпентина. Ранее считалось, что для их создания мастера использовали только нефрит и мыльный камень.