Раскрыт секрет Карфагена, который позволял ему воевать с Римом сто лет

Британские археологи выяснили, что позволяло Карфагену долгими десятилетиями воевать против Рима во время Пунических войн в III – II веках до нашей эры. Оказалось, что у финикийцев имелся альтернативный источник серебра для оплаты военных расходов, пишет PNAS.

Залогом успеха римской армии был захват Картахены и испанских серебряных рудников в III веке до нашей эры. С помощью них вражеская Пуническая империя расплачивалась с наемниками и поддерживала экономику. Кроме того, с добыча металла позволяла римлянам активнее вкладываться в военные нужды.

Однако после этого Карфаген загадочным образом сопротивлялся Риму еще сто лет, выплачивая при этом контрибуцию в размере 300 тонн серебра. Разгадать тайну древнего города помогли раскопки на территории Утики – одного из крупнейших городов финикийцев, расположенный в Африке.

На основе писем жителя Утики Киприана Карфагенского священнослужителям археолог Эндрю Уилсон из британского Оксфорда предположил, что именно этот город снабжал Пуническую империю серебром. В своих посланиях Киприан неоднократно жаловался на страдания неких мучеников в шахтах.

В естественных условиях серебро встречается в виде вкраплений в свинце. Изучив образцы грунта в предполагаемых месторождениях и сравнив его с образцами, взятыми в других местах, ученые выяснили, что в них была огромная концентрация серебряных изотопов свинца. Предположительно, они могли оставаться на дне рек и озер рядом с шахтами. На основе этого исследователи заключили, что Карфаген мог добывать серебро в Утике в промышленных масштабах.