Сверхвспышка на Солнце может парализовать мировые электросети

Астрономы, изучающие звезды Млечного пути, давно знакомы с феноменом «супервспышек».

Это одно из самых ярких (в прямом смысле слова) событий в галактике, его можно увидеть с расстояния сотен световых лет.

Вспышки происходят, когда звезды по неустановленным до сих пор причинам выбрасывают огромные количества энергии.

Считалось, что такие взрывы характерны исключительно для молодых и активных светил.

Но, по данным нового исследования, вспышки могут происходить и в более старых звездах, хотя и намного реже – раз в несколько тысяч лет, сообщает Astrophysical Journal.

Не исключено, что подобное событие случится и на Солнце, которое сейчас находится примерно в середине своего жизненного цикла.

В таком случае на Землю «обрушатся» волны высокоэнергетического излучения. Они способны нарушить работу электроники по всему миру, вызвать массовые блэкауты и парализовать спутники связи на орбите планеты.

«Есть некоторая вероятность, что мы можем испытать такое событие в ближайшие 100 лет или около того», – предупредили представители Колорадского университета в Боулдере.

Интересно, что впервые явление «супервспышек» обнаружили благодаря телескопу Kepler. Аппарат, запущенный в 2009 году, должен был искать экзопланеты вокруг далеких звезд, но неожиданно заметил нечто необычное в самих звездах: иногда их свет резко становился ярче.

Такие «взрывы» были в сотни и даже тысячи раз мощнее обычных вспышек на Солнце.

Чтобы больше узнать об этом явлении, ученые проанализировали активность солнцеподобных звезд.

Оказалось, что частота супервспышек зависит от возраста светила: молодые «взрываются» примерно раз в неделю, более старые – раз в несколько тысячелетий.

Но жителям Земли не стоит расслабляться. Авторы исследования отметили, что очередной мощнейший взрыв на Солнце – вопрос времени, и он может произойти скорее, чем мы ожидаем.

«Если супервспышка произошла тысячу лет назад, это, вероятно, не было большой проблемой. Люди просто полюбовались на северные сияния. Но теперь, когда вся наша жизнь связана с электроникой, ситуация совсем иная», – отметил ведущий автор научной работы Юта Нотсу.

Ранее сообщалось, что ученые связали 11-летние циклы активности Солнца с «парадом планет»: Венеры, Земли и Юпитера.