«Вождение в сонном состоянии не менее опасно, чем при алкогольном опьянении, и тяжесть последствий в случае аварии — такая же», — напоминают разработчики костюма.
Фордовцы продолжают развивать своё семейство костюмов, имитирующих различные состояния водителя и помогающих оценить в безопасной обстановке опыта негативные последствия, например, приёма наркотиков за рулём. Тут важно точно подобрать различные мешающие факторы (особые очки, влияющие на зрение, бандажи, уменьшающие подвижность, и тому подобное). Новый «Сонный костюм» (Sleep Suit) использует ту же самую идею, только в нём воспроизводится ситуация, когда человек ведёт автомобиль не выспавшись и периодически проваливается в микросон.
Основные компоненты костюма: очки, эпизодически на короткое время блокирующие зрение, несимметричные утяжелители на ноге и руке (создают эффект медлительности), груз на голове (затрудняет её удержание в прямом положении).
Доктор Гундольф Мейер-Хеншель, директор исследовательского института Мейера-Хеншеля, который помогал компании Ford в разработке «Сонного костюма», поясняет, что дефицит сна сейчас особенно характерен для молодых людей, которые пытаются всё успеть и за счёт ночных часов выкроить побольше времени для каких-то своих целей. Это не обязательно развлечения, а могут быть и переработка, и напряжённая подготовка к экзаменам. Последствия в любом случае печальны.
Общий вес «Сонного костюма» превышает 18 кг. Человек в таком облачении действует за рулём неуклюже, а ещё периодически теряет связь с миром за счёт электронных очков.
Водитель начинает засыпать в неподходящей обстановке совершенно незаметно для себя. Периодически он проваливается в микросон, который может длиться от долей секунды до десяти секунд (это время с каждым отключением растёт). Глаза при этом могут оставаться открытыми, но человек на деле ничего не видит, иногда даже не замечает этих моментов выпадения. Если такое происходит за рулём — риск устроить аварию возрастает многократно. В случае подобной сильной усталости Мейер-Хеншель рекомендует свернуть на обочину в безопасном месте, выпить напиток с кофеином и поспать 20 минут (кофеин действует не сразу и до начала его «работы» можно немного выспаться).
Люди, которые изо дня в день не высыпаются, зачастую не видят то, что находится у них прямо перед глазами, до тех пор, пока не становится слишком поздно. Микросон особенно опасен на дороге. Переутомление — причина примерно каждого пятого ДТП. Новый костюм позволяет понять — почему так происходит. Мейер-Хеншель называет невыспавшихся водителей своего рода зомби.
В общем, поводив машину в таком снаряжении, начинаешь понимать, к чему может привести недосып. Ранее в похожих образовательно-воспитательных целях были созданы экипировки, воспроизводящие нарушения точности и координации движений, работы вестибулярного аппарата, зрения и слуха у пьяного, а также у беременной женщины или пожилого человека. В двух последних случаях комплекты помогали при разработке более эргономичных интерьеров. Также есть фордовский костюм, имитирующий похмелье. В аналогичных целях была разработана виртуальная имитация аварии при использовании мобильника за рулём (для разговора или эсэмэсок).
Леонид Попов,
час назад.
Фото: Ford
Источник: